Беспилотные технологии развиваются: презентован фотореалистичный симулятор NavioSim

Развитие беспилотного транспорта и новые технологии: встречаем симулятор NavioSim В то время как российские власти продолжают обсуждение правового статуса автономных автомобилей, сам транспорт стремительно развивается. Мы уже информировали о старте коммерческой эксплуатации беспилотных грузовиков на трассе М-11, а ранее тестировались беспилотные такси, которые разрабатывались компанией «Сберавтотех», ныне известной как Navio. Сегодня Navio анонсировала новую разработку — фотореалистичный симулятор NavioSim. Каковы его цели и возможности? Для справки, современная архитектура беспилотных ТС включает следующие элементы: 1. Система для восприятия окружающей обстановки (камеры, радары, лидары); 2. Устройство для определения геопозиции (карты, геодезические модули); 3. Система управления (компоненты, отвечающие за движение и маневры); 4. Программное обеспечение, регулирующее действия в различных дорожных условиях. Наиболее сложной частью этого комплекса является программное обеспечение. Большинство алгоритмов для беспилотников разрабатываются вручную, что затрудняет охватывание широкого спектра дорожных ситуаций. Проблема даже получила название — Long Tail. Navio использует генеративный искусственный интеллект GenAI, основанный на VLA-моделях (Vision-Language-Action), чтобы преодолеть эту задачу. Такой подход объединяет восприятие, прогнозирование и принятие решений, позволяя системе адаптироваться к новым условиям. Однако даже после миллионов проездов некоторые дорожные ситуации остаются вне зоны внимания, и провести реальные сценарии ДТП для обучения ИИ нельзя. Для решения этой проблемы создан фотореалистичный симулятор NavioSim, который воссоздаёт дорожные ситуации в виртуальной реальности. Среди достоинств NavioSim выделяется детализированная графика, сопоставимая с записями с видеорегистраторов, а также возможность моделирования безграничного числа сценариев, включая различные местоположения, временные рамки и погодные условия. Это поможет ускорить процесс разработки и повысить безопасность автономных систем. Симулятор предоставляет три уровня тестирования: 1. SIL (Software-in-the-Loop) — для тестирования алгоритмов в контролируемых условиях; 2. HIL (Hardware-in-the-Loop) — для выявления проблем между программным и аппаратным обеспечением; 3. VIL (Vehicle-in-the-Loop) — создание сценариев, сложных для воссоздания в реальности. Данные для симуляции поступают как из реальных проездов, так и создаются в графических редакторах, позволяя воссоздавать синтетические ситуации. Будем наблюдать за тем, как новая технология импульсирует развитие беспилотного транспорта на российских дорогах. Также стоит отметить, что компании занимаются усовершенствованием аппаратной части, представив, например, системы для очистки видеокамер. Пока в их основе — омыватели и дворники, но возможно, вскоре будут представлены и более инновационные решения.